23.01.2017. Разъяснение положений ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в части обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции
- Подробности
- Опубликовано: 25.01.2017 16:06
- Просмотров: 1028
Одним из приоритетных направлений российской политики в настоящее время являются предупреждение и противодействие коррупции. С 2013 г. все организации обязаны принимать меры по предупреждению коррупции.
В этой связи в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», введена статья 13.3 «Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции» согласно которой, которой организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Данные меры при условии их комплексного применения в организации должны иметь своей целью образование и внедрение антикоррупционной политики внутри организации с четкой регламентацией такой деятельности.
Так, частью 2 статья 13.3 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», предусмотрено, что меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В данной статье под организациями понимаются юридические лица. Понятие юридического лица определено в п.1 ст. 48 части первой ГК РФ: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
В помощь организациям для практической реализации установленных законодательных норм Министерством труда и социальной защиты РФ изданы Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Основной акцент в Методических рекомендациях сделан на необходимости проведения организациями независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности, систематической оценки коррупционных рисков, создания процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов, внедрения стандартов поведения, развития внутреннего контроля и организации работы специализированных подразделений по противодействию коррупции. Также значительное внимание уделено правовому просвещению: в Приложении к Методическим рекомендациям содержится краткий обзор положений российского антикоррупционного законодательства, в том числе меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Методических рекомендаций сосредоточены на необходимости:
- использовать возможности локальных правовых актов для применения мер дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений (используя положения ст. 192 ТК РФ);
- обеспечения принципа открытости бизнеса, который достигается путем внедрения в проекты договоров стандартной антикоррупционной оговорки, и внесения в трудовые договоры с работниками обязанности соблюдения антикоррупционных ограничений;
- разработки и принятия «Антикоррупционной политики организации», предусматривающей меры профилактики коррупции, адекватные коррупционным рискам, которые может испытывать организация, при этом идти по пути применения «недорогих, дешевых мер»;
- ежегодно использовать декларации о конфликте интересов (типовая анкета содержит более сотни вопросов);
- введения процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций;
- периодической оценки коррупционных рисков в разных сферах деятельности организации и их предупреждение;
- создание специальных подразделений или определение субъектов, уполномоченных осуществлять профилактику коррупции в организации;
- разработки и принятия кодекса этики служебного поведения работников организации (в котором затрагиваются детальные вопросы профилактики коррупционных проявлений, вплоть до допустимых пределов политики обмена подарками в ходе деловых мероприятий);
- принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых организациях (данная мера предусматривает анализ репутации проверяемых субъектов).
24.01.2017 Изменения в Гражданском кодексе РФ за 2016 год.
С 1 сентября 2016 г.
Если граждане умерли в один день, второго умершего можно признать наследником первого
Временем открытия наследства считается не день смерти, как раньше, а ее момент. Если граждане скончались в один день, второй умерший может стать наследником первого. Правило не применяется, когда момент смерти установить нельзя.
Представляется, что изменения касаются наследников таких лиц. Например, размер наследуемого имущества супруга, который умер первым, будет меньше, чем размер имущества супруга, умершего позже.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.03.2016 № 79-ФЗ.
С 1 августа 2016 г.
Проценты по ст. 395 ГК РФ рассчитываются исходя из ключевой ставки
Размер процентов за пользование чужими денежными средствами определяется по ключевой ставке ЦБ РФ, которая действовала в конкретные периоды просрочки. Иной способ расчета процентов по-прежнему может быть предусмотрен законом или договором.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 № 315-ФЗ.
Кредитор может получить законные проценты только по условию договора или в силу закона
С августа 2016 года проценты по ст. 317.1 ГК РФ начисляются на сумму денежного обязательства, если они предусмотрены в договоре или законе. Новые правила распространяются не только на ситуации, когда стороны денежного обязательства - коммерческие организации. Ранее договором или законом можно было исключить начисление этих процентов.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 № 315-ФЗ.
С 20 марта 2016 г.
Банк может выдать на похороны наследодателя не более 100 тыс. руб.
На 60 тыс. руб. возросла предельная сумма, которую можно получить со счетов или вкладов наследодателя на его похороны. Деньги вправе получить наследники или лица, указанные в постановлении нотариуса.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 09.03.2016 № 60-ФЗ.
С 26 февраля 2016 г.
От наследства можно отказаться в пользу любого из наследников
Не имеет значения, упомянут ли наследник в завещании и призван ли к наследованию. Единственное условие - он не должен быть лишен наследства. Норму об отказе от наследства в прежней редакции КС РФ признал неясной и неконституционной.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 15.02.2016 № 22-ФЗ.
С 31 января 2016 г.
Создание товарищества собственников жилья: устранено расхождение между ГК РФ и ЖК РФ
Ранее ГК РФ предусматривал, что создать ТСЖ могут собственники жилья в многоквартирном доме.
Теперь в ГК РФ установлено, что такое право имеют собственники помещений (не только жилых) как в одном, так и в нескольких многоквартирных или частных жилых домах. ЖК РФ допускал создание ТСЖ этими лицами еще до того, как поправки к ГК РФ были приняты.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 31.01.2016 № 7-ФЗ.
25.01.2017. Применяются новые правила работы коллекторов
С 2017 года вступили в силу важные положения Закона о защите прав физлиц при взыскании долгов. Их несоблюдение может повлечь крупный штраф.
С января юрлицу нельзя полноценно вести коллекторскую деятельность, если в специальном госреестре коллекторов нет сведений о нем.
В этот реестр включаются те, чья основная деятельность - возврат долгов. Если сведений о коллекторе нет в реестре, ему запрещено лично встречаться с должником и даже общаться с ним по телефону. Также нельзя направлять должнику текстовые, голосовые и иные сообщения.
Если компания, не включенная в госреестр коллекторов, нарушит эти запреты, ее могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 2 млн руб.
Президент обязал ФССП вести этот реестр.
Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ;
Федеральный закон от 03.07.2016 № 231-ФЗ
26.01.2017. Минстрой определил правила размещения на сайте застройщика данных об объектах долевого строительства
С 20 января для застройщиков действуют требования к размещению на своих сайтах информации о каждом объекте, который строится с привлечением средств дольщиков.
Согласно требованиям информация размещается в форме:
- электронной копии отсканированного бумажного документа;
- копии электронного документа, заверенного электронной подписью уполномоченного лица организации.
Застройщик должен любому посетителю своего сайта дать открытый и круглосуточный доступ к сведениям. Например, нельзя потребовать от пользователя зарегистрироваться, предоставить персональные данные, установить на компьютер дополнительную программу для просмотра информации, кроме браузера.
Напомним, застройщики обязаны размещать на своих сайтах данные об объектах долевого строительства с 1 января. До утверждения требований не было ясно, как исполнить эту обязанность. Если застройщик не будет соблюдать требования при размещении данных на сайте, ему грозит штраф. Для юрлиц размер такого штрафа составляет от 200 тыс. до 400 тыс. руб.
Документ: Приказ Минстроя России от 09.12.2016 № 914/пр (вступил в силу 20 января 2017 года)
27.01.2017 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве»
Судам разъяснены некоторые вопросы, касающиеся приказного производства. В частности, сообщается, что:
требования, рассматриваемые в порядке приказного производства, должны быть бесспорными;
под денежными суммами, которые подлежат взысканию в порядке приказного производства, понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафа, пени), суммы обязательных платежей и санкций, общий размер которых на момент подачи заявления о выдаче судебного приказа не должен превышать: пятисот тысяч рублей - по заявлениям, рассматриваемым мировыми судьями, включая заявления об истребовании движимого имущества от должника, четырехсот тысяч рублей и ста тысяч рублей - по заявлениям, рассматриваемым арбитражными судами;
мировой судья, арбитражный суд выдает судебный приказ по требованию о взыскании задолженности, в том числе по оплате нежилого помещения и коммунальных услуг, основанному на договоре, исходя из взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 290 ГК РФ, статьи 153, статьи 158 ЖК РФ, абзацев третьего и десятого статьи 122 ГПК РФ, пункта 1 статьи 229.2 АПК РФ;
не подлежат рассмотрению в порядке приказного производства, в частности, требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением (ненадлежащим исполнением) договора, о компенсации морального вреда, о расторжении договора, о признании сделки недействительной;
заявление о выдаче судебного приказа должно содержать обязательные сведения, указанные в статье 124 ГПК РФ, статье 229.3 АПК РФ;
учитывая, что заявление о выдаче судебного приказа и прилагаемые к такому заявлению документы могут быть представлены в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», лицо вправе направить документы, переведенные в электронный вид с помощью средств сканирования (электронные образы документов), и (или) документы, созданные в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ (электронные документы);
заявление о выдаче судебного приказа, кассационная жалоба на судебный приказ рассматриваются судом в соответствии с положениями ГПК РФ и АПК РФ, действующими на момент совершения судом отдельного процессуального действия, в том числе принятия судебного постановления (судебного акта).